Гилберт К. Честертон. «Человек, который был Четвергом»

В последний раз Честертона я читал лет 30 назад. И это, конечно же, был отец Браун. Читал взахлёб, много хохотал, но сегодня ровно ничего более подробно об этом не помню. И все эти годы Честертон как-то не попадал в зону интереса. Пока год назад Daniel C. Jinkerson не упомянул, что это — его любимый писатель. И тут как прорвало — я стал слышать эту фамилию отовсюду, по самым разным поводам. В первую очередь, конечно, в связи с христианским вероучением.

Ну и вот, наконец, добрался я до «Четверга». Прочёл и могу сказать — это было очень неожиданно.

Во-первых, сразу же поразил язык. Читал на русском (в переводе Натальи Трауберг) — удивительно поэтично. Такие цвета… Даже затруднюсь припомнить, какой ещё роман так расцвечен. Заглянул в оригинал — красотища. Но такой уровень английского мне пока недоступен, кажется.

Во-вторых, форма повествования. После романа я прочёл несколько отзывов читателей. Многие прямо признаются, что ничего не поняли в этой катавасии и «сумашедшем доме». Парадоксальность зашкаливает. Один только пример-рецепт. Ты хочешь скрыться, чтобы никто не узнал, кто ты есть на самом деле? Тогда прикинься тем, кто ты есть. Как можно более открыто и громогласно. И тогда никто не заподозрит, что ты — тот, за кого себя выдаёшь. То есть, тот, кто ты есть на самом деле. Правда, потом не обессудь. Многие из тех, кого ты встретишь на своём пути будут казаться теми, кто они есть на самом деле. И поэтому ты не сразу поймёшь — кто же перед тобой.

Поначалу возникло ощущение, что читаю классно написанную пародию на «Бесов» Достоевского. Впрочем, очень быстро пришло понимание, что все эти анархисты и прочие приключения — это только лишь форма, содержание гораздо глубже.

Роман-притча в итоге описывает христианство. Как идею, а не как церковь. Описывает очень мощно, глубоко и красиво. И сделать это через абсурд, гротеск и псевдо-приключенческий жанр… Честертон был великим мастером.

Вообще, англоязычная литература второй половины XIX — начала XX веков — мощнейший пласт. Эдгар По, Герман Мелвилл, Оскар Уайльд, Стивенсон — это невероятной силы творцы, сумевшие отобразить смену эпох, приближение жуткого двадцатого века и всё такое прочее. Теперь я понимаю, что Честертон по праву стоит в этом ряду на одном из самых почётных мест.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to Top